23 ФЕВРАЛЯ 2020, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 05:13

СТАТЬЯ

Некоторые аспекты антимонопольного регулирования в процессе общей гармонизации законодательств государств-участников Евразийского экономического союза

Выступление С.П. Кузина на конференции в Усть-Каменогорске 05.06.2015

 

 

Уважаемые участники конференции!

Анализируя сложившуюся в мире специфику глобальных и региональных явлений, становится очевидно, что современная ситуация характеризуется кардинальной трансформацией системы международных отношений. Этот процесс сопровождается жесткой конкуренцией на мировых экономических рынках, неприкрытым стремлением ряда крупных игроков усилить свое влияние на политику в целом и на более слабых партнеров – в частности.

Такое положение дел ставит наши страны перед необходимостью отстоять свои национальные интересы, определить приоритеты во внешней, в том числе, экономической политике, отказаться от второстепенных целей и сделать резкий поворот  на укрепление отношений с теми государствами, которые расположены по соседству.

Осознание наших общих интересов по проблемам политического, экономического и социально-гуманитарного характера создало надежную базу для превращения нашего стратегического ориентира – Евразийского проекта, – в значимого участника системы международных отношений, способного противостоять неблагоприятным внешним влияниям.

Евразийский экономический союз, созданный нашими странами, сегодня является реальным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. И нужно сделать все возможное для того, чтобы само его существование и все проекты, которые реализуются и будут реализовываться в рамках ЕАЭС, приносили пользу нашим государствам и народам.

В целом, уважаемые коллеги, Договор о Евразийском экономическом союзе включает очень широкий спектр интеграционных процессов, но существует еще много проблем, препятствующих его успешному развитию. Нужны дополнительные договоренности, которые определят нормы, правила и параметры взаимодействия национальных экономик, а там где это возможно и необходимо  - формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение и гармонизацию национальных экономических  законодательств в тех сферах, которые составляют договорно-правовую базу Единого экономического пространства.

Одной из таких проблем является оптимизация и синхронизация наших антимонопольных законодательств для эффективного функционирования трансграничных рынков Евразийского экономического союза.

Известны основные направления антимонопольного регулирования. Среди них:

  • обеспечение надежного контроля с целью недопущения доминирующего положения на рынках;
  • создание заслонов для заключения антиконкурентных (картельных) соглашений;
  • обеспечение честной конкуренции и эффективное противодействие недобросовестным игрокам.

Очевиден и набор основных трансграничных рынков, требующих законодательного регулирования. Это в первую очередь:

  • нефть и нефтепродукты;
  • природный газ и электроэнергия;
  • международные авиа- и железнодорожные перевозки;
  • автомобили;
  • промышленные и продовольственные товары;
  • услуги международной связи.

Необходимо отметить, что при подготовке Договора о ЕАЭС уже была проделана большая работа по созданию необходимой правовой базы, в том числе, и для регулирования трансграничных рынков. Так существуют уже правовые акты, которые определяют:

  • критерии отнесения рынка к трансграничному;
  • порядок проведения расследования нарушений правил конкуренции;
  • методика оценки состояния конкуренции;
  • методика определения монопольно высоких или монопольно низких цен;
  • методика расчета и порядок наложения штрафов

и ряд других правовых документов.

Недавно Государственной Думой РФ ратифицировано «Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за её разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции». Документ на сегодняшний день ратифицирован всеми странами-участниками ЕАЭС. Вопрос ратификации этого Соглашения являлся ключевым, потому что без него Евразийская Комиссия не могла приступить к надлежащему исполнению своих обязательств по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства. Но этого мало. Подобного рода договоренностей, которые в своем правоприменении идут намного дальше урегулирования вопросов на таможенной границе (а этот этап мы уже давно прошли), по-прежнему недостаточно.  Почему такие документы отсутствуют?

Возможно, иногда это не в полной мере устраивает отдельные страны-члены ЕАЭС. Национальным правительствам может показаться, что они теряют важный рычаг воздействия на изменение конъюнктуры, а интеграционные структуры не способны к адекватной реакции из-за различия в экономической ситуации в разных странах. На мой взгляд, такое положение складывается еще и от недопонимания важности самого процесса гармонизации законодательств стран-участниц. Очевидно, что в таких условиях дальнейшее успешное углубление интеграции затруднительно. Целью нашей дальнейшей работы, как раз и должно являться преодоление искусственных препятствий на пути полноценной интеграции в рамках ЕАЭС. Необходимо, с моей точки зрения, придать дополнительный импульс законодателям, ученым и экспертам наших стран с целью ускорения этого важнейшего процесса.

Понятно, что не все так просто. Любая гармонизация и тем более объединение национальных экономических политик несут с собой не только очевидные выгоды, но и некоторые потери. Но лишь на этом пути мы сможем получить впечатляющий выигрыш от интеграционных процессов, которые, в свою очередь приведут к повышению благосостояния стран-участниц этой интеграции.

Сегодня мы можем утверждать, что после долгих поисков и, нередко, разочарований, мы «нащупали» свою интеграционную модель. И с удовлетворением отмечаем, что наши надежды, которые 10 лет назад возлагались на Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС, –  в значительной мере оправдались. Ее участники дальше остальных членов Содружества Независимых Государств продвинулись по пути экономической интеграции. Организация стала базовой конструкцией, из которой, в рамках процессов сближения, взаимного приспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, возник и прочно обосновался Таможенный союз.

Следующим этапом стал процесс формирования Единого экономического пространства (ЕЭП), последовательное развитие которого сможет обеспечить полную свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства подготовило почву для создания Евразийского экономического союза. Это первое интеграционное объединение на постсоветском пространстве, в котором имеется постоянно действующий регулирующий орган, что делает ЕАЭС самым реальным и перспективным интеграционным проектом на постсоветском пространстве.

Задача гармонизации законодательства рассчитана не на один год, но с ее реализацией не стоит медлить. От этого зависит развитие самого Союза и подключение новых стран к Евразийскому проекту.

Безусловно, это потребует больших усилий и больших, не только материальных, но и интеллектуальных инвестиций. В условиях, когда мы ищем и находим идеи и подходы, направленные на кардинальный пересмотр своего места в мире с целью возвращения утраченных позиций, считаю, что эти инвестиции обязательно окупятся.

Для реализации своего интереса наши страны располагают колоссальным людским и территориальным потенциалом, богатейшими природными ресурсами, развитой наукой и богатой культурой. При условии тесного взаимодействия, честного сотрудничества и искреннего желания, они имеют хорошие шансы выйти на путь динамичного развития и занять достойное место в мировой экономике.

Убежден, что мы этого обязательно добьемся.

Спасибо за внимание.



Чтобы добавлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь
ПОДЕЛИТЬСЯ
РЕЙТИНГИ
По количеству статей и инициатив
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
ДЕПУТАТЫ
ИНИЦИАТИВЫ
Пивков С.А. Архангельское областное Собрание депутатов 1
495 425 122121 0
Карамышев В.Н. Государственная Дума РФ 2
415 535 110502 0
Саралиев Ш.Ю. Государственная Дума РФ 3
412 130 98128 0
Шагапова Р.А. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан 4
307 437 91774 3
Егорова Т.Б. Парламент Кабардино-Балкарской Республики 5
295 22 60765 0
РЕЙТИНГ СФОРМИРОВАН ПО ДАННЫМ ПОРТАЛА ПО КОЛИЧЕСТВУ:
статей и инициатив лайков просмотров комментариев
Подробнее
Яндекс.Метрика